МОСКВА (Рейтер) — Совет директоров Банка России в пятницу принял решение снизить ключевую ставку на 25 базисных пунктов до 4,25% годовых, сообщил регулятор.
Аналитики, опрошенные Рейтер, прогнозировали снижение ключевой ставки на 25 базисных пунктов.
Ниже следуют комментарии (обновления отмечены *):
* Андрей Кадулин, банк Санкт-Петербург
«Банк России по итогам заседания, как мы и ожидали, снизил ставку на 25 базисных пунктов до 4,25%.
Смягчение денежно-кредитной политики было необходимо для борьбы с преобладающими дезинфляционными рисками. Оценка баланса инфляционных рисков нашла отражение и в обновлении макроэкономического прогноза, теперь регулятор ожидает инфляцию на уровне 3,7-4,2% в этом году и 3,5-4,0% в следующем. При этом ускорение инфляции в годовом выражении в 2020 году будет связано в первую очередь с эффектом базы (по нашим оценкам, годовой темп роста цен может достигнуть 3,6-3,9% уже к октябрю).
Предпосылки прогноза ЦБ остаются традиционно консервативными, прогноз цен на нефть Urals был повышен до $38 за баррель в среднем в 2020, что предполагает снижение цены Urals до $35 за баррель и ниже в следующие пять месяцев.
Учитывая риторику пресс-релиза и пресс-конференции Эльвиры Набиуллиной, мы ожидаем окончание цикла смягчения денежно-кредитной политики снижением ключевой ставки еще на 25 базисных пунктов до конца этого года.
При этом уровень нейтральной реальной ставки был ожидаемо пересмотрен до 1-2%, что предполагает возврат ключевой ставки к уровню 5% и выше при нормализации ДКП, которая может начаться уже в 2022 году или даже раньше, по мере восстановлении экономики и инфляционного давления».
Николай Минко, Сбербанк (MCX:SBER)
«ЦБ РФ сегодня снизил ключевую ставку на 25 б. п. до 4,25%. В качестве основания для этого решения регулятор назвал дальнейшее замедление темпов инфляции. По мнению Центробанка, в ближайшие месяцы возможно некоторое ускорение инфляции из-за проблем в логистике и эффекта отложенного спроса, но в целом дезинфляционные риски все же преобладают. ЦБ также отметил, что восстановлению экономики могут помешать эпидемия коронавируса и связанные с ней изменения в поведении потребителей и бизнеса.
ЦБ понизил прогноз инфляции на 2020 год с 3,8–4,8% до 3,7–4,2%, а на 2021 год – с 4% до 3,5–4,0%. Регулятор полагает, что инфляция может отклониться от целевого уровня 4%. На наш взгляд, если повысится вероятность того, что инфляция окажется существенно ниже этой отметки (менее 3,5%), ЦБ может опустить ставку ниже 4%.
Теперь мы ожидаем, что на заседании в сентябре Центробанк понизит ставку на 25 б. п. до 4,0%, и ожидаем комментариев председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной в ходе пресс-конференции, которая начнется в 15:00 МСК».
Евгений Кошелев, Росбанк
«Снижение ключевой ставки на 25 б.п. во многом нас порадовало, так как в совокупности с уточненной риторикой регулятору удалось выстроить довольно прозрачную логику нормализации темпов смягчения политики. Несколько аспектов этой риторики заслуживают особого внимания.
Оценка риска отклонения инфляции от цели не сопровождается эпитетом «существенный», что несколько контрастирует с комментариями представителей ЦБ неделей ранее. При этом пересмотренный прогноз по инфляции на 2020 год (3,7-4,2% против 3,8-4,8%) почти не претерпел изменений в нижней границе, а прогноз на 2021 год не вышел из интервала 3,5-4,0%. В целом, это сигнализирует о близости остановки цикла смягчения.
Шансы на донастройку политики сохраняются (в сентябре и до конца года) ввиду повторения формулировки об «оценке целесообразности снижения ставки на ближайших заседаниях», однако в совокупности с размером шага предел уже близок. Совокупность проинфляционных рисков, упомянутых в пресс-релизе, также указывает на близость паузы в смягчении процентной политики – нарушенные цепи поставок, возможный рост издержек из-за мер предотвращения эпидемии и более быстрое (по сравнению с ожиданиями) восстановление спроса. В довершение, последующие действия Банка России потребуют большего внимания к инфляционным процессам в ходе сезона сбора урожая, а также внешней волатильности, возросшей на фоне геополитических конфликтов».
Сергей Коныгин, Газпромбанк
«ЦБ РФ принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 4,25%. Более осторожное решение вызвано незначительным пересмотром прогнозов по инфляции на 2020-21 гг., (ЦБ) ждет ее в диапазоне 3,5-4,0% вместо 4% ранее на 2021 г. А также повышением прогноза по розничному кредитованию до 6-9% в 2020 г. Другими словами, ЦБ улучшил ожидания по динамике внутреннего спроса, что может проявится в росте потребительских цен: проявляется эффект отложенного спроса в условиях смягчения режима самоизоляции, а также эффект от бюджетной политики. Сигнал ЦБ изменился на нейтральный: будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ставки на ближайших заседаниях. Мы ожидаем, что ЦБ продолжит цикл смягчения политики и ожидаем ключевую ставку в 4,0% на конец 2020 г.».
Софья Донец, Ренессанс Капитал
«Снижение оказалось меньшим, чем мы ожидали, но в целом не стало большим сюрпризом — было очевидно, что снижение на 25 б.п. будет в обсуждении. В пресс-релизе мы не видим больших изменений по сравнению с июньским. Окно для снижения остается открытым, хотя пространство для него сужается».
Дмитрий Долгин, банк ИНГ Евразия
«Решение ЦБ снизить ставку на 25 базисных пунктов и дать умеренно мягкий сигнал соответствует нашим ожиданиям, но разочаровало рынок. Судя по всему, снижение ставки до 4,0% весьма вероятно до конца года, но не гарантировано в сентябре.
Снижение прогноза инфляции на 2021 год с точечных 4,0% до диапазона 3,5-4,0% можно считать весьма осторожным.
Учитывая аллергию ЦБ на отрицательные реальные ставки, это означает, что на данный момент вероятность ухода номинальной ставки ниже 4,0% невысока.
Однако это может измениться, если прогноз ЦБ будет корректироваться в сторону инфляционных ожиданий рынка. Консенсус-прогноз участников рынка по инфляции на середину 2021 года недавно снизился с 3,7% до 3,1%».
Владимир Евстифеев, банк Зенит
«Итоги заседания Центробанка не удивили, несмотря на несколько скомканную коммуникацию регулятора с рынком перед решением по ключевой ставке.
ЦБ действует осторожно, и в тональности сопроводительного письма все менее уверен в выражениях, касающихся дезинфляционных факторов.
Повышение тарифов естественных монополий и эффект отложенного спроса привели к небольшому ускорению роста потребительских цен, что обусловило повышение нижнего значения прогноза по инфляции на текущий год до 3,7-4,2%. То есть Центробанк допускает, что инфляция может оказаться немного выше долгосрочной цели в 4%, но продолжает снижать размер ключевой ставки.
Если в августе и сентябре мы увидим дефляцию, что довольно привычно для этих месяцев при хорошей урожайности в сельском хозяйстве, размер ключевой ставки может быть понижен по итогам сентябрьского заседания.
Говоря о влиянии текущего шага по смягчению на рынки, то эффект, вероятно, будет минимальным. Проекция на рубль и локальный долговой рынок нейтральна.
С точки зрения доходов населения это приведет к дальнейшему снижению ставок по вкладам. Однако это едва ли приведет к снижению нормы сбережений, что могло бы поддержать потребительскую активность. Скорее продолжится переток клиентских денег из традиционных банковских продуктов сбережения в сегмент рынка ценных бумаг».
Алексей Погорелов, Credit Suisse (SIX:CSGN)
«Это была опция центрального банка: либо снизить ключевую ставку на 50 базисных пунктов и приостановить цикл, либо сократить на 25 базисных пунктов и оставить дверь открытой для дальнейших сокращений. Добавить особо нечего. На мой взгляд, два довольно похожих варианта, среди которых центральный банк выбрал последний.
Что касается пересмотра прогнозов, большинство из них были очень символическими или ожидаемыми задолго до встречи (как текущий счет)».
Денис Попов, Промсвязьбанк
«Решение и комментарии регулятора полностью совпали с нашими ожиданиями — дан умеренно-мягкий сигнал о рассмотрении целесообразности дальнейшего снижения ставки на ближайших заседаниях (традиционно ближайшие три — все оставшиеся до конца года)… Дальнейшее снижение ставки будет зависеть от сценария реализации краткосрочных инфляционных рисков, о которых также упоминает ЦБ (считая их повышенными). В случае выраженной сезонной дефляции на продовольствие и укрепления тренда на сохранение инфляции ниже 4%, следующее и последнее снижение ставки может быть уже на следующем заседании 18 сентября (-25 б.п. до 4% — наш базовый прогноз на конец года). При активной реализации краткосрочных инфляционных рисков (дальнейший рост цен на бензин, умеренная сезонная дефляция, слабость рубля и т.д.) сегодняшнее снижение ставки может быть последним в данном цикле политики.
Что касается среднесрочного аспекта политики, то тут сохраняется неопределенность. Банк России уже не так явно, как по итогам прошлого заседания, указывает на риски отклонения инфляции вниз от таргета в среднесрочной перспективе. Вероятно, это связано с определенным непониманием скорости бюджетной консолидации в 2021-2022 годах и все еще сохраняющейся неопределенностью дальнейшей реакции экономической системы на кризис».
Станислав Мурашов, Райффайзенбанк
«Решение совпадает с нашими ожиданиями, и отчасти, с недавними комментариями зампреда ЦБР Алексея Заботкина о том, что значительная часть потенциала смягчения политики уже исчерпана.
Мы полагаем, что делая осторожное снижение, ЦБ сигнализирует о том, что уже дал все экстренные стимулы экономике, и начиная с этого заседания как бы переходит в обычный режим осуществления монетарной политики.
Такой режим не исключает дальнейшего снижения ставки, но, наверное, при прочих равных, не стоит ждать ее активного снижения — мы полагаем, она близка с своему минимуму (наш прогноз 4% на конец этого года)».
Григорий Жирнов, банк Нордеа
«В соответствии с нашими ожиданиями Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 базисных пунктов.
Ключевой причиной снижения ставки остается неопределенность, связанная с дальнейшим восстановлением совокупного спроса.
Следствием слабости внутреннего спроса стал пересмотр прогноза ЦБ по падению частного потребления (до 6,2-7,2% по итогам года), а также снижение прогноза по инфляции.
На мой взгляд, в сентябре мы можем увидеть еще одно снижение ставки на 25 базисных пунктов, если это будет позволять динамика потребительских цен, а ситуация на глобальных финансовых рынках останется стабильной. При этом я не ожидаю увидеть ставку ниже 4% в текущем году».
(Владимир Абрамов, Дарья Корсунская, Татьяна Воронова, Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)