Ученые-экономисты оценивают разрушительное влияние пандемии на мировую экономику. По последствиям ее сравнивают с великой депрессией 30-х годов прошлого века. При этом многие забывают, что те же 30-е годы – период фантастических темпов промышленного развития в СССР, когда некоторые отрасли за считанные годы удваивали объемы производства.
Ведущий российский эксперт в области информационных технологий, один из разработчиков отечественной операционной системы «Альт», гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов считает, что пандемия может ускорить развитие информационных технологий и сервисов в нашей стране.
фото: pixabay.com
-Алексей, из-за пандемии налицо глобальные экономические проблемы. Но ряд экспертов видят плюсы в этой ситуации для информтехнологий. Они правы?
-Информационные технологии, как и другие отрасли, почувствовали кризис на себе. Но в долгосрочной перспективе кризис приведет к развитию, прежде всего, отраслей с высокой добавленной стоимостью, к которым относится IT-сфера. А вот роль отраслей, основанных на экспорте природных ресурсов, может снизиться.
-Какие IT-сегменты действительно получают импульс и новые возможности для дальнейшего развития?
-Дополнительный импульс получат сегменты обработки больших данных, технологии искусственного интеллекта. Возрастет значение систем обеспечения удаленной работы, а также поддержки отечественного аппаратного обеспечения.
-Может ли вынужденный опыт работы на удаленке разных специалистов стать трендом и тенденцией? Что в этом случае потребуется от IT-сервисов и IT-телекоммуникации?
-Тенденция удаленной работы была и раньше. Были даже приняты соответствующие поправки в Трудовой кодекс. Но сейчас такой опыт получат сотрудники и организации, которые прежде удаленной работы избегали. В нашей специализирующейся на программировании компании, кстати, уже давно развернута инфраструктура для распределенной разработки и технических трудностей с переходом на удаленную работу не возникло.
Однако личное общение, причем не через видео-конференц-связь, а очное — по-прежнему очень важно. Это вопрос не технологий, а социализации, личных контактов.
Наша компания ежегодно проводит две конференции: «Разработчиков свободных программ», и «Свободные программы в высшей школе». Там организована видеозапись, но мы не ведем трансляцию онлайн, чтобы собрать участников для личного общения, это очень важно.
-В Китае после пандемии заговорили о том, чтобы отказаться от бумажных и металлических денег, которые являются переносчиком инфекции, в пользу криптовалюты. Насколько Россия готова к такому шагу в IT-смысле?
-Технически это возможно, если только забыть про места и регионы с недостаточным уровнем связи. Но думаю, что россияне отнесутся к этому настороженно. На нашей памяти уже не одна потеря банковских вкладов населением. Уже сейчас гражданин без мобильного телефона фактически оказывается ограниченным в возможностях. Стоит ли усиливать зависимость от глобальных информационных систем? Не уверен.
Распределенные системы часто бывают значительно надежнее централизованных, а наличные деньги — это как раз распределенная система платежей.
-Пандемия нанесла удар по мировой торговле из-за закрытия границ и ограничения перемещений. Российский рынок IT-товаров сильно пострадал? Есть снижение поставок из Китая и других стран? Отражается ли это на программе цифровой экономики?
-Китай быстро восстанавливает производство. Некоторые высокотехнологичные производства с высокой степенью автоматизации вовсе не закрывались.
Значительный удар нанесен российской IT-отрасли падением курса рубля, поскольку все импортные изделия и комплектующие заметно подорожали в рублевом исчислении. Многие поставщики компьютеров просто не готовы участвовать в конкурсах на госпоставки по старым ценам.
-Есть шанс у отечественной электронной промышленности отвоевать долю рынка компьютерного «железа»?
-Да, есть шанс занять некоторую долю рынка. И это вопрос даже не технический, а политический, поскольку связан с уменьшением технологической зависимости. У нас разрабатывают достаточно хорошие процессоры, большие усилия предпринимаются для развития отечественной радиоэлектронной продукции. Но надо понимать, что речь идет о создании не отдельных производств, а целой индустрии.
Со своей стороны мы обеспечиваем в нашей операционной системе «Альт» поддержку разных аппаратных архитектур, в том числе большинства отечественных процессоров.
-Сейчас вузы и школы вынужденно переведены на дистанционное обучение. Тут тоже, наверное, есть, куда расти и в каком направлении развиваться?
-У нас в стране дистанционное обучение используется. Назову такие проекты, как intuit.ru, созданный Анатолием Шкредом, продукты «РЭШ» и «МЭШ» для школ, есть интересная практика в различных вузах. Есть, наконец, общедоступные зарубежные ресурсы.
Но дистанционное образование влечет большую перестройку как практики преподавания, так и нормативной базы. Например, для аккредитаций учебных заведений до сих пор требуется наличие приспособленного для занятий помещения. Даже для организаций, осуществляющих обучение онлайн!?
-Тот же Китай в борьбе с пандемией продемонстрировал миру огромные возможности по использованию баз данных для отслеживания зараженных и контактировавших с ними. У нас как с этим?
-Сейчас неизбежно повсеместно будет происходить интеграция различных данных, необходимая для отслеживания контактов заразившихся и для контроля перемещения в рамках карантина. Это данные госуслуг, банков, систем видеонаблюдения, транспортных систем. В результате будет создана система тотального контроля, которая, скорее всего, останется и после эпидемии. У многих нет доверия к такой системе в плане сохранности персональных данных и отсутствия злоупотреблений.